Большой Домострой, или Крепкие семейные устои, освященные Церковью

Ибо кто не восхвалит и не прославит силу твою и твоих великих чудес и благ, устроенных на этом свете; как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма, и свет, и земля положена господи, твоим промыслом! Звери различные, и птицы и рыбы украшены твоим промыслом, господи! И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица; если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по божьей мудрости. И тому подивимся, как птицы небесные из рая идут, и прежде всего в наши руки, и не поселяются в одной стране, но и сильные и слабые идут по всем землям, по божьему поведению, чтобы наполнились леса и поля… - Владимир Мономах Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. И в церкви то делайте, и ложась. Не пропускайте ни одной ночи, - если можете, поклонитесь до земли; если вам занеможется, то трижды. Не забывайте этого, не ленитесь, ибо тем ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим человек избавляется.

Поучение Владимира Мономаха

Владимир Мономах — внук византийского императора Константина Мономаха занимал великокняжеский престол в — гг. Это один из последних князей, которому вопреки объективным тенденциям, удавалось удерживать под своею тяжёлой рукой единство русских земель через семь лет после смерти Мономаха начался период феодальной раздробленности. Мономах пришёл к власти после кровопролитного восстания в Киеве, когда киевское боярство, уставшее от княжеских междоусобиц, напуганное восстанием низов, пригласило на престол отважного и мудрого переяславского князя.

Устав упорядочивал взимание процентов ростовщиками, улучшал правовое положение купечества, регламентировал институты холопства и закупничества. Годы правления Мономаха — время расцвета древнерусской культуры.

Красной нитью через текст всего «Поучения» проходят два глубинных символу: «А вот вам и конец всему: страх Божий имейте превыше всего».

Нас задевают за живое легенды о короле Артуре и рыцарях круглого стола. Нас волнует волшебный замок Монсальват, у которого нет сторожевых башен и толстых стен, потому что темные мысли мешают увидеть его, а злые дела — к нему подняться. Перед замком на высоком столбе висит колокол. Если творится несправедливость, если кто-то нуждается в помощи, сам собой, без руки звонаря, колокол начинает звонить, и тогда один из рыцарей Монсальвата собирается в путь… К рыцарскому идеалу возвращает нас читаемый в отрочестве Вальтер Скотт.

Не желаем потому, что главное в мужчине — жертвенная честь, жертвенная верность и великодушие. Его жизнь не принадлежит ему, его жизнь — служение. Мужчина в литературе Древней Руси — тот же рыцарь, но серьезнее, проще, строже и смиреннее. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни еде не предавайтесь, ни спанью; ночью, расставив стражу, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает.

Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Покойника проводите, ибо все мы смертны. Но не давайте им власти над собой. А вот вам и основа всему: Я коней диких своими руками связывал, два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня бодал, лось ногами топтал, вепрь у меня на бедре меч оторвал.

Противодействие коррупции Прежде чем стать старшим князем на Руси, Владимир княжил на многих русских землях. Люди с большим уважением относились к нему, потому что чувствовали желание видеть Русь единой. Обращаясь к потомкам, Владимир Мономах всячески желал, чтобы они продолжили его дело. Я, смиренный, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов… и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед!

Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет её в сердце своё и не станет лениться, а будет трудиться.

Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем . а Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше.

Формирование навыка исследовательской работы с текстом, умение выделять главное в прослушанном сообщении, коммуникативных умений учащихся. Что является важнейшей заслугой Владимира Мономаха? Назовите имена художников, обращавшихся в творчестве к личности И. Поучение Владимира Мономаха состоит из трех частей. Во вступлении, обращенном к детям, с характерным для древнерусско- писателя самоуничижением содержится просьба не посмеяться над его писанием, а принять в сердце свое и быть снисходительными.

Обращение к домашнему заданию.

Начало премудрости – страх Господень

Сообщение темы, цели, плана урока. Владимир Всеволодович Мономах - великий киевский князь, государственный деятель, военачальник, писатель. Сын князя Всеволода Ярославича, прозван Мономахом по имени матери - дочери византийского императора Константина Мономаха. Половцы потерпели от него ряд поражений и надолго оставили в покое русскую землю. После смерти киевского князя Святополка Изяславича в Киеве вспыхнуло народное восстание, и на княжение был призван Владимир Мономах.

Владимир в ответ резонно заметил: пленник всего лишь обещает А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего».

Из поучения Владимира Мономаха Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец Бог милостив и премилостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь; а Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь. Как отец, чадо своё любя, бьёт его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: Что умеете хорошего не забывайте, чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, сидя дома, знал пять языков, оттого и честь от других стран.

Леность ведь всему мать: Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужи совершенные. На заутрене, воздавши Богу хвалу, потом на восходе солнца и увидев солнце, надо с радостью прославить Бога и сказать:

Мономах. Святая Русь

Список литературы Введение Встречаясь с литературой Древней Руси, мы всякий раз удивляемся каждому произведению, вышедшему из под пера наших предков. Любому из этих произведений литературоведы дают своё объяснение, каждый по-своему интерпретируя истоки того или иного сочинения, исторические и литературные предпосылки к его созданию, общественную ситуацию, повлиявшую на автора. Но каждое из произведений Древней Руси удивляет индивидуальностью своего стиля и отличностью от других произведений той эпохи.

Главной общей чертой в основной массе русской литературы древнейшего периода является то, что"она поставила в центр своих исканий человека, она ему служит, ему сочувствует, его изображает, в нем отражает национальные черты, в нем ищет идеалы". Молитва, находящаяся в конце этого собрания сочинений, которая приписывается Мономаху, судя по всему, ему не принадлежит.

Чаще всего молодой князь возвращался с победой, проявив себя хорошим А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего».

Я, смиренный, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Насилием, русским именем Владимир, отцом ноалюбленным и матерью своею из рода Мономахов Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет её в сердце своё и не станет лениться, а будет трудиться. Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте божий в сердце своём и милостыню подавайте нескудную, — это ведь начало всякого добра.

Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: Ибо встретили меня послы от братьев моих на Волге и сказали: И, отпустив их, взял Псалтырь1, в печали разогнул её, и вот что мне вынулось: И потом собрал я эти полюбившиеся слова и расположил их по порядку и переписал. Если вам последние не понравятся, начальные хоть возьмите.

Кроткие же унаследуют землю и насладятся миром. Злоумышляет грешный против праведного и скрежещет на него зубами своими; Господь же посмеётся над ним, ибо видит, что настанет день его.

Поучение Владимира Мономаха (в сокращении)

Святитель Игнатий Брянчанинов Желающий приступить к Богу для служения Ему, должен предаться руководству страха Божия Чувство священного страха, чувство глубочайшего благоговения к Богу, указывается нам с одной стороны необъятным величием Существа Божия, с другой - нашей крайней ограниченностью, нашей немощью, нашим состоянием греховности, падения. Страх предписывается нам и Священным Писанием, которое начало заменять для нас голос совести и естественного закона, когда они омрачились, стали издавать неясные, по большей части лживые звуки, которое вполне заменило их, когда явилось Евангелие.

Начало великой науки - деятельного Богопознания - страх Божий. Эта наука называется в Священном Писании премудростью. Страх Господень слава и похвала, и веселие, и венец радости. Страхом Господним научаемся уклоняться от грехов:

«Страх Божий имейте превыше всего». Какие нравственные качества Мономах ценит превыше всего Покаяние, милосердие, справедливость.

Его автор, князь Владимир Всеволодович — , внук Ярослава Мудрого, получил прозвище Мономаха по матери — родственнице византийского императора Константина Мономаха. Он был князем черниговским, затем переяславским Переяславля Южного , а с г. Князь Владимир Всеволодович, один из выдающихся государственных деятелей эпохи Киевской Руси, родился в г. Он был старшим сыном Всеволода, сына Ярослава Мудрого, и византийской принцессы — родственницы возможно, дочери императора Константина Мономаха.

Из-за происхождения по материнской линии Владимир также получил прозвание Мономаха. При жизни своего отца Владимир в качестве его наместника княжил в Ростове Великом, затем, вероятно, во Владимире-Волынском, позднее в Турове, Смоленске.

Пол Вошер"Страх Божий"