Онтогенез человека: понятие и основные периоды

Психология аномального развития личности в детском и подростково-юношеском возрасте. Основные психопатологические синдромы детского и подросткового возраста В психопатологии детского и подросткового возраста находят свое отражение, с одной стороны, общие закономерности возникновения и развития психических расстройств, а с другой - онтогенетические особенности организма, головного мозга и психики, соответствующие определенному возрастному периоду. Онтогенез общий - индивидуальное развитие человека от момента оплодотворения до момента смерти. Важнейшая составная часть общего онтогенеза - онтогенез психический. Эволюционно-возрастные особенности психического развития человека в значительной степени коррелируют с морфофункциональным онтогенезом головного мозга. Важнейшей особенностью развития и созревания структур и функций последнего как, впрочем, и всего организма , является гетерохрония - непрерывность, сочетающаяся с неравномерностью и разновременностью этого процесса в отдельных структурах головного мозга.

Особенности переживания страхов в младшем школьном возрасте

Вена, март года. Онтогенез и филогенез человеческой психики В период зарождения психоанализа Зигмунд Фрейд часто обращался к сопоставлению своих открытий в области онтогенеза человеческой психики с филогенезом: В году в письме Георгу Гроддеку, посвященном проблеме бессознательного, Фрейд, между прочим, написал:

Онтогенез и филогенез"совка" привык что с ним взаимодействуют посредством"мыслеформ", эмоций и страхов.

Введение Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов. По мнению авторов Л. Репина и других ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей И.

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные области исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Литературы по данной проблеме разработано немного. Хотя проблема страхов у детей старшего дошкольного возраста актуальна в настоящее время.

Проблема страхов мало используется и в практике дошкольных учреждений. И будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.

Характеристика сенситивных периодов в развитии организма В отдельные возрастные периоды процессы роста и развития протекают неравномерно. Функциональные системы организма и органы имеют свои специфические закономерности органогенеза, что наглядно подтверждают процессы роста и развития, особенно в детском возрасте. В процессе развития всех детей возникают сенситивные особо чувствительные периоды, но время их возникновения, длительность и динамика протекания различны у разных детей, лет:

Теории онтогенеза сторонниками бихевиоризма как достаточно обнадеживающие (в частности, страхов, функционального энуреза, заикания).

В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.

Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности малыша, в неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру.

Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Невротические страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому невротические страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких страхов ребенок становится скованным, напряженным.

В последнее время вопросы диагностики и коррекции страхов 3 приобрели, важное значение, ввиду их довольно широкого распространения среди детей. В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы коррекции детских страхов, в частности, привлечения семьи. Эта работа может выражаться как в ознакомлении родителей с результатами исследования в допустимой форме, так и в направлении родителей на консультацию к специалисту по семейным вопросам.

Такой подход может воздействовать не только на внешние стороны проявления страхов, но и на порождающие его обстоятельства. страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до десяти лет. Предмет исследования — страхи детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

4. Психокоррекция страхов

Конспект занятий в детском саду В докладе проведен теоретический анализ особенностей проявления детских страхов в работах отечественных и зарубежных исследователей. Результаты теоретического исследования могут быть использованы в работе воспитателей, учителей начальной школы, педагогов-психологов и всех интересующихся изучением эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников. В современном мире ребенок является самой чувствительной частью социума, которая подвержена разнообразным воздействиям окружающей среды.

Актуальность исследования определяется ростом негативных эмоционально- личностных проявлений у детей младшего школьного возраста, на которые указывают многочисленные авторы А.

страхов. Рассматриваются следующие методы работы с детскими страхами: арт- варианту развития ребенка на то иной ступени онтогенеза.

Психология аномального развития Психология аномального развития. Одной из важнейших задач современной практической психологии является психологическая диагностика и коррекция отклонений детского поведения и вневрачебная помощь трудным детям. При исследовании ребенка с отклонениями в развитии в центре внимания психолога обычно стоит вопрос о психологической квалификации основных психических расстройств, их структуры и степени выраженности. Оценка нарушений развития у детей учитывает также и отклонения от стадии возрастного развития, на которой находится ребенок, то есть особенности дизонтогенеза, вызванного болезненным процессом, его последствиями.

В детском возрасте чувствительность отдельных сторон психики к вредоносным воздействиям определяется не столько их характером, сколько особенностями той возрастной стадии развития, на которой находится ребенок. Чем меньше ребенок, тем больше на первый план выступают признаки нарушения развития — дизонтогенеза.

Чем раньше произошло поражение мозга, тем чаще в картине дизонтогенеза появляется компонент психического недоразвития. Помимо общего недоразвития в условиях болезни процесс онтогенеза характеризуется явлениями неустойчивости, асинхронии, при которых своевременно не возникают необходимые взаимодействия между отдельными системами. В этой связи вероятно появление признаков изоляции, патологической акселерации, регресса ряда психических функций.

Психокоррекция страхов

Развитие психики в онтогенезе 5. Он был введен немецким биологом Э. Онтогенез психики означает ее непрерывное развитие от рождения до конца жизни человека. Вопрос о том, что определяет развитие психики, другими словами, вопрос о движущих силах психического развития, является одним из самых важных и сложных в психологии. В течение многих столетий ученые вновь и вновь поднимают его, но так и не могут прийти к однозначному решению.

Появляются страхи по поводу неожиданных впечатлений, подозрение к незнакомым взрослым, вообще – боязнь чужих, как противостоящих («Они»).

Каждый этап онтогенеза составляет переход от одного качественного состояния организма к другому, более высокому путем преобразования его функционирования без вытеснения качественного уровня предыдущего этапа. Иными словами, в организме происходит постепенная дифференциа-ция тех или иных в том числе психических процессов с одновременной интеграцией их в новое целое.

В психологическом аспекте — это нарастание психического содержанияличности. Периодизация развития организма человека, введенная К. Бером еще в прошлом веке , в дальнейшем получила широкое распространение. Она легла в основу современных представлений об этапах стадиях, фазах развития организма. В отечественной и мировой практике выделены 4 основных этапа пси-хофизического развития в детском возрасте — от рождения до 14 лет.

Процесс онтогенеза в детском возрасте включает, кроме того, так на-зываемые критические периоды, или переходные от одного этапа развития к другому. Принято выделять 3 критических периода: — от 2 до 4 лет, — Онтогенез по существу этого понятия должен быть отнесен ко всему периоду жизни человека от рождения до смерти, то есть включать не только прогрессивные, но и регрессивные, инволюционные изменения. Но более часто об онтогенезе говорят по отношению к детскому возрасту и именно в этом смысле данное понятие используется в разделе.

К подростковому периоду относят период жизни от пубертатного периода до возмужания юности — наиболее часто имеется в виду возраст 12—16 лет, но иногда его расширяют— 11—17 лет. Критические периоды пред-ставляют собой короткие отрезки времени, характеризующиеся бурными изменениями функционирования организма, общей и психической реактив-ности.

Концептуальный страх: онтогенез речи или аномия?

Как психическое расстройство является нарушением аффекта. Депрессии поддаются лечению, однако в настоящее время именно депрессия — наиболее распространённое психическое расстройство. Она может проявляться в форме отрицательных переживаний, таких как:

С; Бороздина Л.В. «Триада риска» в онтогенезе //ВП механизмы возникновения и коррекции внушенных детских страхов //ВП.–

Развитие эмоциональной сферы в онтогенезе. Основные новообразования Развитие эмоциональной сферы в онтогенезе. Основные новообразования Добавлено . Каждое событие жизни сопровождается эмоциями переживаниями. В сознании индивида любое переживание связано с мотивами и целями его жизни и деятельности. Оно является обычно переживанием чего-то, казалось бы, самого незначительного события, которое, однако, как определяющий момент вошло в жизнь человека. Особо важные переживания, связанные с занимаемой ролью того или иного события в жизни человека, становятся событием его личной жизни [3.

Эмоции появляются у человека еще до его рождения. Шулейкиной выявлено, что эмоциональные реакции удовольствия и неудовольствия наблюдаются уже у пяти-шестимесячного человеческого плода. Прослеживая путь развития эмоциональной сферы ребенка, Г. Мюнстерберг в начале века писал: Эмоции и чувства пронизывают всю жизнь человека, выделяя наиболее важные для него события. Одно только это определяет их огромную роль во внутреннем мире каждой личности, да и во всей человеческой культуре [3 .

Меняются способы произвольного реагирования на те, или иные эмоции.

ДЕТСКИЕ страхи И ЗАЩИТЫ

Основы психологического консультирования и психологической коррекции Автор: Хухлаева Ольга Владимировна 4. Но предварить их обсуждение нужно краткой характеристикой основных тенденций развития психики в детском возрасте, оказывающих наибольшее влияние на особенности и содержание страха. Основная тенденция развития ребенка связана с формированием высших психических функций. В рамках культурно-исторической теории Л.

Социальные страхи подростков постоянно изучаются в рамках таких наук как онтогенеза, переходный между детством и взрослостью.[3]Этот период.

Рассказать Рекоммендовать Онтогенез человека — формирование психических структур, которое происходит в детстве, а также в процессе индивидуального развития организма. Данное понятие тесно переплетается с жизненным путем. Последний состоит из поступков, выборов, действий. Понятие онтогенеза Онтогенез человека заключается в изменениях, которые носят последовательный, закономерный характер.

Они обычно выглядят как движение от самого низшего к наивысшему как структурное и функциональное видоизменение, совершенствование. Онтогенез в своем развитии движется в различных направлениях: Если первое направление изучают в биологии, то вторым и третьим направлением занимаются в отраслях психологии. Этапы онтогенеза Онтогенез человека подразделяется на несколько крупных периодов.

Эти этапы проходят все многоклеточные существа. Эмбриогенез Эта стадия ограничена теми временными рамками, в пределах которых развитие человека проходит еще в утробе, под защитой плаценты. Соответственно, эмбриогенез длится 9 месяцев и состоит из нескольких подэтапов.

Сколько стоит написать твою работу?

Проанализировать эмоциональную сферу как категорию в научных психологических исследованиях. Описать динамику страхов в онтогенезе. Раскрыть особенности развития социальных страхов и их содержание в подростковом возрасте. Теоретический анализ эмоциональной сферы в современной психологии. Эмоции тесно связаны с потребностями, поскольку, как правило, при удовлетворении потребностей человек испытывает положительные эмоции и, наоборот, при невозможности получить желаемое - отрицательные.

Долгие годы ученые противопоставляли эмоции и процессы, связанные с познанием окружающей действительности, считая эмоции явлением, доставшимся нам в наследство от далеких животных предков.

Онтогенез — постепенное, протекающее этапами в виде . продуктивные феномены: страхи, патологические привычные действия, энурез, энкропрез, .

В рассматриваемом нами контексте мы должны определить виды воздействий, влияющих на возникновение различных отклонений в психофизическом и личностно-социальном развитии человека. Но сначала рассмотрим условия нормального развития ребенка. Можно выделить основные 4 условия, необходимые для нормального развития ребенка, сформулированные Г. Четвертое условие — систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе. Проводящийся регулярно различными службами медицинскими, психологическими, образовательными, социальными анализ психофизического и социального здоровья детей показывает прогрессирующий рост численности детей и подростков с различными отклонениями в развитии, здоровых по всем параметрам развития детей становится все меньше.

Основная дихотомия деление на две части традиционно идет по линии или врожденности наследуемости1 каких-либо особенностей организма, или их приобретенности в результате сре-довых воздействий на организм. С одной стороны, это теория преформизма заданности и предопределенности психосоциального развития человека с отстаиванием прав ребенка как активного творца своего собственного развития, обеспеченного природой и наследственностью представлена, в частности, в работах французского философа и гуманиста в.

Руссо , с другой стороны, сформулированное английским философом в. Оба плана развития — естественный и культурный — совпадают и сливаются один с другим. Согласно клинико-психологическим материалам наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает вследствие воздействия повреждающих вредностей в период интенсивной клеточной дифференциации структур головного мозга, то есть на ранних этапах эмбриогенеза, в начале беременности. Факторы, нарушающие развитие ребенка, находящегося в утробе матери включая состояние здоровья матери , называются тератогенами.

Основные этапы онтогенеза

Правда, при этом он слишком часто падает и получает травмы. В разговоре выясняется, что пишет он медленно, ибо очень боится сделать ошибку наша гипотеза — упасть. В конце концов он упал в сторону от матраса и немного ударился головой об стул, т. Ведущий рассказывает ребенку историю: Жил он в большом доме с папой и мамой. И как у всех обычных мальчиков, у него были дедушка и бабушка.

Юношеский возраст, динамика чувства страха, объекты страхов, особенности .. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Д.И.

Периодизация психического развитая в онтогенезе Качественно своеобразные ступени психического развития выделяются и в онтогенезе. Однако периодизация онтогенетического развития психики в различных теориях осуществляется на основе разных критериев. Так, в учении С. Иными словами, Холл распространил на психическое развитие человека биогенетический закон Э.

Геккеля, первоначально сформулированный в отношении эмбриогенеза: Так Холл полагал, что развитие детского рисунка в общих чертах повторяет все стадии исторического становления изобразительного искусства. Игра ребенка, согласно Холлу, — это постоянное упражнение, необходимое для полного освобождения от рудиментарных и уже бесполезных функци — также головастик совершает непрерывные движения хвостом, пока тот не отвалится.

Эмбриональное развитие птиц